Четверг, 21.11.2024

Подольский сайт бесплатных объявлений
Меню сайта
Наш опрос
По какому сценарию будут развиваться события в Украине?
Всего ответов: 199
Статистика
 
 
 

Сейчас на сайте: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Январь » 10 » Новый год: традиции и современность
12:24
Новый год: традиции и современность
          Большинство жителей Украины, в том числе и котовчане, в ночь с 31 декабря на 1 января отмечают Новый год, не особо интересуясь его происхождением. Попытаемся в этом разобраться, как и когда отмечали начало года наши предки, и как теперь мы отмечаем этот праздник.

Традиция у славян отмечать начало года уходит глубоко в древность. До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. С 1700 года по указу Петра I Новый год на территории Российской империи (в состав которой входила и большая часть современной Украины) празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец. В 1818 году, по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.

А как же появился Дед Мороз при праздновании Нового года?

В 1840 году в литературную традицию входит Дед Мороз, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861 год), святой Николай или «дедушка Николай» (1870 год) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозке становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз».

Появление елки.

Сразу же после октябрьских событий 1917 года никаких официальных запретов ёлки и Нового года не вводилось. Если ёлка и стала большой редкостью в домах, то не в результате специальных запретов, а из-за всё растущих экономических проблем. Наоборот, в канун Нового 1918 года писатели Максим Горький и Николай Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками. В книгу были включены произведения самого Горького, Чуковского, Ходасевича, Брюсова, Саши Чёрного и многих других. На обложке был помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда. Говоря уже о Деде Морозе, как персонаже, без которого не обходилась встреча Нового года, то создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло уже в советское время. Но, если зреть в старину, то Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Прообразом советского Деда Мороза можно считать некий симбиоз Святого Николая, дарящего подарки к Рождеству, и персонажа древних славян Мороза, олицетворяющего стихию.

Образ Снегурочки.

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу». В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза, а не как внучка. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе. Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, уже как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

Как отмечался Новый Год в странах бывшего СССР.

Начиная с 1919 года новогодний праздник в странах бывшего СССР (куда вошла и Украина в 1922 году) стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1 октября 1929 года в СССР был введён "советский революционный календарь" (к примеру, недели состояли из 5 дней, месяц – из 30, а год из 360-ти). Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 года. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно — до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и в повести С. Ярославцева «Экспедиция в преисподнюю». Однако с 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён. Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня 1940 года. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. Уже 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января снова стало праздничным и выходным днём.

Как пришел к нам Старый Новый год.

С введением григорианского календаря в Советском Союзе, Православная церковь продолжила вести летоисчисление по юлианскому календарю. Переход на григорианский календарь мог бы привести к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Празднование Нового года стало выпадать в дни Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще? Есть, конечно, возможность отмечать Новый год по юлианскому календарю, встреча которого в настоящее время припадает в ночь с 13 на 14 января (в народе обрёл название "Старый Новый год"). Почему такая разница? Все очень просто. Когда вышел специальный указ о введении в Советской России европейского календаря (вышел 25-го января 1918 года), то решено было сразу после 31-го января отмечать не 1-е февраля, а 14-е, так как разница между календарями составляла уже 13-ть дней. Именно поэтому празднование Нового года по старому стилю выпадает с 13-го на 14-е января.

Празднование Нового года в наше время.

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и ввела свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника». Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем, что не является правильным.

                                                                              

Тем не менее, новый, 2012-й год, большая часть населения Украины, в том числе и котовчане, встречали (отмечали) торжественно. Так, в Котовске прошли новогодние утренники в школах, для жителей города была организована праздничная елка в центре Котовска, в городском доме культуры состоялся праздничный концерт, с 31-го декабря на 1-е января в городе прошли народные гуляния и была организована дискотека, и все это завершилось праздничным салютом. Вот так в нашу жизнь входят новые символы, которые молодежь воспринимает как данность, а научить их что и как правильно делать просто некому (или никто уже не хочет). Многие уже воспринимают всерьез и пытаются жить по Китайскому календарю (12-летний цикл с различными животными, и, в частности, 2012-й год будет годом Дракона), который к нам, славянам, вообще не имеет никакого отношения! И пока мы будем перенимать все чуждое славянской, и, в частности, украинской культуре, жить по чужим канонам, наша жизнь к лучшему не измениться.

Георгий Кольцов

 

Просмотров: 1322 | Добавил: helsing
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Котовские сайты
КТО
Котовск на карте
Погода
inf-kotovsk.at.ua  © РИА "Подольский сайт бесплатных объявлений" 2024 Copyright Mysko B....