Большинство жителей Украины, в том числе и
котовчане, в ночь с 31 декабря на 1 января отмечают Новый год, не особо
интересуясь его происхождением. Попытаемся в этом разобраться, как и когда
отмечали начало года наши предки, и как теперь мы отмечаем этот праздник.
Традиция у славян отмечать начало года уходит
глубоко в древность. До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на
Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 году состоялся
Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. С XV
века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года
появляются с конца XV века. С 1700 года по указу Петра I Новый год на
территории Российской империи (в состав которой входила и большая часть
современной Украины) празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём
по-прежнему по юлианскому календарю. Новый 1700 год праздновался в Москве по
царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед
домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались
смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в
частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец. В
1818 году, по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, была устроена
ёлка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.
А как же появился Дед Мороз при праздновании
Нового года?
В 1840 году в литературную традицию входит Дед
Мороз, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского.
Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». Достаточно долгое время Мороз
Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение
произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки
создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским
детям, как у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый
Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861 год), святой Николай или «дедушка
Николай» (1870 год) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году
впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый
образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика
сказка о Морозке становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе
Морозко выступает под именем «Король Мороз».
Появление елки.
Сразу же после октябрьских событий 1917 года
никаких официальных запретов ёлки и Нового года не вводилось. Если ёлка и стала
большой редкостью в домах, то не в результате специальных запретов, а из-за всё
растущих экономических проблем. Наоборот, в канун Нового 1918 года писатели Максим
Горький и Николай Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве
«Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными
российскими художниками. В книгу были включены произведения самого Горького,
Чуковского, Ходасевича, Брюсова, Саши Чёрного и многих других. На обложке был
помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед
Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская
звезда. Говоря уже о Деде Морозе, как персонаже, без которого не обходилась
встреча Нового года, то создание канонического образа Деда Мороза как
обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника
произошло уже в советское время. Но, если зреть в старину, то Мороз как
природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Прообразом
советского Деда Мороза можно считать некий симбиоз Святого Николая, дарящего
подарки к Рождеству, и персонажа древних славян Мороза, олицетворяющего стихию.
Образ Снегурочки.
Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском
народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж
народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая
ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во
втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу». В 1873 году А.
Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней
Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза, а не как внучка. Дальнейшее развитие
образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века,
которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции
фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе.
Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, уже как его внучка, помощник и
посредник в общении между ним и детьми.
Как отмечался Новый Год в странах бывшего
СССР.
Начиная с 1919 года новогодний праздник в странах
бывшего СССР (куда вошла и Украина в 1922 году) стали отмечать в соответствии с
григорианским календарём. С 1 октября 1929 года в СССР был введён
"советский революционный календарь" (к примеру, недели состояли из 5
дней, месяц – из 30, а год из 360-ти). Несмотря на то, что летоисчисление
продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата
указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7
ноября 1917 года. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в
отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно — до распада СССР.
Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в
романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и в повести С. Ярославцева «Экспедиция в
преисподнюю». Однако с 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён.
Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня 1940
года. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. Уже 23
декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января снова
стало праздничным и выходным днём.
Как пришел к нам Старый Новый год.
С введением григорианского календаря в
Советском Союзе, Православная церковь продолжила вести летоисчисление по
юлианскому календарю. Переход на григорианский календарь мог бы привести к
серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают
праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если
кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего
равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина
(правило 7). Празднование Нового года стало выпадать в дни Рождественского
поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как
праздновать Новый год и праздновать ли его вообще? Есть, конечно, возможность
отмечать Новый год по юлианскому календарю, встреча которого в настоящее время
припадает в ночь с 13 на 14 января (в народе обрёл название "Старый Новый
год"). Почему такая разница? Все очень просто. Когда вышел специальный
указ о введении в Советской России европейского календаря (вышел 25-го января 1918
года), то решено было сразу после 31-го января отмечать не 1-е февраля, а 14-е,
так как разница между календарями составляла уже 13-ть дней. Именно поэтому
празднование Нового года по старому стилю выпадает с 13-го на 14-е января.
Празднование Нового года в наше время.
Празднование Нового года сейчас совершается с
гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в
советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей
церковные праздники и ввела свои, пролетарско-революционные, которые народ, за
неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты
отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год.
«А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет
праздника». Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная,
лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством
и безудержным весельем, что не является правильным.
Тем не менее, новый, 2012-й год, большая часть
населения Украины, в том числе и котовчане, встречали (отмечали) торжественно.
Так, в Котовске прошли новогодние утренники в школах, для жителей города была
организована праздничная елка в центре Котовска, в городском доме культуры
состоялся праздничный концерт, с 31-го декабря на 1-е января в городе прошли
народные гуляния и была организована дискотека, и все это завершилось
праздничным салютом. Вот так в нашу жизнь входят новые символы, которые
молодежь воспринимает как данность, а научить их что и как правильно делать
просто некому (или никто уже не хочет). Многие уже воспринимают всерьез и
пытаются жить по Китайскому календарю (12-летний цикл с различными животными,
и, в частности, 2012-й год будет годом Дракона), который к нам, славянам, вообще
не имеет никакого отношения! И пока мы будем перенимать все чуждое славянской,
и, в частности, украинской культуре, жить по чужим канонам, наша жизнь к
лучшему не измениться.
Георгий Кольцов
|